Создайте для вашего сада уникальный ландшафтный дизайн и наслаждайтесь им!
Постараемся в доступной форме рассказать Вам о том, как построить
ландшафтную композицию, используя гармоничное сочетание свойств
пространственных структур: геометрической формы, величины, фактуры,
положения в пространстве, цвета, освещенности. Пренебрежение этими
правилами ландшафтного дизайна может стать причиной того, что вместо
прекрасного, радующего взгляд сада Вы получите лишь беспорядочно
размещенные, не связанные между собой элементы.
- Единство и соподчиненность. В построении
ландшафтной композиции существует 2 принципа: разделение и объединение.
Разделение, ограничение отдельных частей наблюдается при зонировании
участка, выделении различных типов пространств. Например, Вы планируете
создать в своем саду въездную зону, зону отдыха, огород и сад, детскую
площадку, хозяйственную зону и т.д. Каждая из этих зон несет свою
смысловую и практическую нагрузку, т.е. она отличается от других по
задачам, способам оформления, размерам, форме и т.д. С другой стороны,
для того чтобы Ваш сад выглядел гармоничным и целостным, Вам необходимо
объединить различные элементы. Для этого необходимо выявить что-то одно,
наиболее важное для Вас, и подчинить этому главному все остальные части
(это может быть тематическое подчинение, доминирование цвета, формы и
т.д.).
- Пропорции. Соблюдение правильных пропорций при построении композиции чрезвычайно важно, так как дисбаланс в пропорциях исказит всю картину
сада в целом. Для того, чтобы не ошибиться с выбором пропорций,
используйте Закон золотого сечения: при делении отрезка на 2 части
бOльшая часть относится к меньшей, как весь отрезок относится к бOльшей
части – 3:5:8. При нарушении закона исчезает чувство равновесия и
комфорта. Пример: Вы хотите построить композицию из деревьев и
кустарников. Чтобы композиции воспринималась целостно, Вы можете выбрать
дерево высотой 8 метров, рядом разместить кустарник или некрупное
дерево приблизительно 5 метров высотой и завершить композицию высадкой
среднерослого 3-метрового кустарника. Таким образом, правило Золотого
сечения 8:5:3 позволит Вам добиться правильных пропорций всей группы
посадок.
Симметрия и асимметрия. Посадки и другие элементы ландшафтного дизайна могут размещаться в саду
симметрично – т.е. равноудалено от осевой линии, либо асимметрично. Для
сада в формальном стиле подойдут, безусловно, симметричные посадки: это
могут быть аллеи по бокам дорожек, симметричные партерные цветники и
т.д. Для сада в пейзажном стиле, стиле кантри надо отдать предпочтение
асимметрии, свойственной Природе.
Ритм. Это повторение какого-либо элемента
ландшафтного дизайна с определенным временным или пространственным
интервалом. Интервал может быть систематическим (например, аллея), а
может быть и произвольным чередованием.
Контраст. Этот прием использует сильно выраженное
различие пространственных форм (светлый – темный, большой – маленький,
высокий – низкий, гладкий – шершавый и т.д.). Для создания такого
эффекта из уже известного нам правила Золотого сечения убираем один
элемент 8:5 убираем: 3. Контраста можно добиться на различности форм:
пирамидальная – плакучая, шаровидная – колоновидная; по фактуре:
шероховатая – глянцевая поверхность листьев; по цвету растений или
декоративных элементов.
Нюанс. Это тонкий переход от одного объекта к
другому, характеризующийся незначительным различием в свойствах объектов
(например, композиция из флоксов светлых тонов с преобладанием белых и
некоторого количества розовых цветов; или композиция из хвойников с
постепенной сменой цвета от желтого к желто-зеленому, затем
ярко-зеленому и, наконец, темно-зеленому тону).
Масштабность. Это свойство композиции, которое
объединяет элементы сада по одному какому-либо свойству. Не должно быть
так, чтобы элементы становились стеной, ширмой, т.е. необходимо
соблюдать прозрачность, элементы композиции должны соответствовать росту
человека.
Законы линейной и воздушной перспективы.
Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.
Линейная перспектива – это изменение величины и формы предмета по мере удаления от него:
- чем дальше предмет находится от нас, тем он кажется меньше;
- все параллельные линии в перспективе сходятся на линии горизонта в одной точке;
- вертикальные линии в перспективе всегда остаются вертикальными;
- для усиления перспективы рекомендуется высаживать более крупные
растения на переднем плане и по мере отдаления от точки обзора выбирать
меньшие по размеру и объему растения, а также увеличивать расстояние
между ними.
Воздушная перспектива – изменение цвета, яркости и четкости предмета по мере удаления от наблюдателя.
Различные цвета по-разному изменяются по мере удаления от зрителя:
желтый цвет становится зеленым; оранжевый – грязно-красным; зеленый –
голубовато-синим; фиолетовый цвет растворяется; белый выглядит более
эффектно на темном фоне и кажется ближе, чем на самом деле; черный
растворяется и светлеет; красный приближает предмет к зрителю, синий,
наоборот, удаляет.
Деревья с мягким контуром и с листвой холодного оттенка следует
размещать на дальнем плане ландшафта. Там же размещаются синие и голубые
пятна цветников и темные хвойные или лиственные композиции.
Построение пейзажной картины.
Пейзажная картина – часть пространства сада, которую визуально
(зрительно) можно выделить из общего пространства, мысленно заключив в
рамку. Пейзажная картина должна быть целостной, иметь центральный
элемент, который не обязательно располагается по центру угла зрения. При
этом все элементы пейзажной картины должны просматриваться, не закрывая
и не заслоняя друг друга.
Источник: http://www.ssa.ru/articles/entry/857626BFC |